Top.Mail.Ru

Маркетплейс простыми словами: что такое, как это работает и какая от него выгода

Маркетплейс простыми словами: что такое, как это работает и какая от него выгода

Содержание:

  1. Размещение и продвижение на маркетплейсах: что это, как это работает и какая польза бизнесу
  2. Что такое маркетплейс простыми словами?
  3. Какие есть виды маркетплейсов?
  4. Чем маркетплейс отличается от обычного интернет-магазина?
  5. Как работать на маркетплейсах и какие есть особенности в работе?
  6. Как и у любого продвижения, у маркетплейсов есть свои преимущества и недостатки.
  7. Заключение

Размещение и продвижение на маркетплейсах: что это, как это работает и какая польза бизнесу

Маркетплейсы и интернет-магазины настолько плотно вошли в нашу жизнь с начала пандемии, что сегодня сложно представить себе существование без них. Удобный выбор, множество вариантов, доставка и отсутствие прямых продаж – маркетплейсы удобны как пользователям, так и предпринимателям, ведь теперь не нужно арендовать помещения для магазина или офиса, можно продавать через интернет.

Итак, давайте разберемся, что же такое маркетплейсы, как на них размещаться, посмотрим на их преимущества и недостатки, а также изучим существующие платформы.

Что такое маркетплейс простыми словами?

Маркетплейс – это площадка, где множество предпринимателей и продавцов размещают свои товары (или услуги). Любой пользователь интернета сможет найти на этом «рынке» всё, что ему нужно, сравнить варианты и выбрать самый подходящий. Идентичные товары продаются по разным ценам, есть возможность выбрать товар по параметрам, например, размеру и цвету. Также покупатель сможет оценить продавца и продукты по отзывам и купить необходимое по выгодной стоимости.

Маркетплейс – это площадка-посредник между продавцом и покупателем, новый способ продажи товаров и ведения бизнеса. Оценить платформы по достоинству смогли многие предприниматели (особенно сейчас).

Если вы до сих пор не особо понимаете сути маркетплейсов, объясним на примерах, вы наверняка знаете следующие популярные площадки:

  1. Ozon

  2. Wildberries

  3. AliExpress

  4. Яндекс.Маркет

  5. СберМегаМаркет и так далее.

Согласитесь, что такие сайты – спасение для многих людей: здесь собраны все нужные товары, которые привезут по указанному вами адресу.

Если вы – предприниматель и заинтересованы в продвижении на маркетплейсах, мы расскажем полезную информацию, которая поможет определиться с площадкой.

Какие есть виды маркетплейсов?

Все существующие маркетплейсы можно разделить на три вида исходя из категорий предлагаемых товаров или услуг:

  1. Вертикальные маркетплейсы – это площадка, на которой предлагаются товары и услуги одного типа от разных продавцов. Для понимания рассмотрим примеры:

Авто.ру – площадка, где разные продавцы предлагают купить автомобили. Покупатель может выбрать марку, пробег и другие параметры для поиска.

Домклик – база недвижимости, где пользователь сможет найти любую недвижимость для покупки, аренды. Также есть возможность разместить свое объявление о продаже недвижимости.

PartsClub – площадка, где представлены запчасти для автомобилей от разных продавцов из всех регионов.

  1. Горизонтальные маркетплейсы – это платформы, объединяющие товары и услуги по какой-либо характеристике. Для примера:

Behance – площадка для креативных людей, которые занимаются цифровым искусством. Это может быть графический дизайн, видеосъемка или фотосъемка. Здесь авторы могут найти работу, а работодатели могут найти идеального исполнителя.

  1. Глобальные маркетплейсы – это площадки, где можно найти всё, что угодно. Эти маркетплейсы знакомы всем: Ozon, Wildberries, Яндекс.Маркет и так далее.

Также можно поделить маркетплейсы по параметру «участники торговли»:

  1. C2C (или потребитель-потребителю) – площадка, где общаются и продают физические лица. Известный пример – Avito, где вы можете продать, отдать или найти любой товар или услугу. Сейчас, например, сервис используют и для поиска работы.

  2. B2C (или бизнес-потребителю) – это самая распространенная модель, по которой работают крупные маркетплейсы: Ozon, Wildberries, СберМегаМаркет и так далее.

  3. B2B (или бизнес-бизнесу) – площадка, где взаимодействуют два юридических лица, а их сделки регулируются договорами. Например, с помощью площадки Alibaba вы можете найти поставщиков для своего бизнеса.

Не знаете с чего начать продвижение вашего бизнеса?
Заполните форму и получите бесплатную консультацию

Чем маркетплейс отличается от обычного интернет-магазина?

Если не вдаваться в технические особенности работы тех и других площадок, то основное отличие кроется в том, что маркетплейс собирает множество продавцов, а интернет-магазин – это платформа только для одного бренда. На маркетплейсах вы можете найти информацию о любых товарах, которые необходимы в повседневной жизни, будь это книги или продукты питания.

Еще одно различие – отсутствие оффлайн-точек продаж у маркетплейсов, у них есть только пункты выдачи заказов. У многих интернет-магазинов есть физические представительства, где вы можете увидеть товар вживую, оценить его и уже потом принять решение о покупке. Конечно, если вы получите товар с маркетплейса и останетесь недовольны им, вы сможете его вернуть (за исключением особых категорий товаров, о которых можно узнать из Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 N 55).

Как работать на маркетплейсах и какие есть особенности в работе?

Если вы собираетесь стать продавцом, нужно изучить всю информацию о маркетплейсе, об особенностях работы с ним, требования и правила площадки.

Давайте разберемся в основных требованиях платформ:

  1. Продавец должен быть официально зарегистрирован как самозанятый, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо;

  2. Нужно зарегистрироваться на маркетплейсе и пройти модерацию;

  3. Вся продукция должна быть сертифицирована и иметь все подтверждающие документы: сертификаты, лицензии. Также важно, чтобы у товаров был товарный знак или разрешение на использование чужого товарного знака, если вы занимаетесь перепродажей;

  4.  Вся отправляемая продукция должна быть маркированной. Для того, чтобы товары приняли на склад, необходимо приклеить штрих-коды.

У каждой из торговых платформ есть свои особенности, которые нужно учитывать перед началом продаж. В правилах и требованиях есть информация о том, что делает маркетплейс в отношении продавцов, как пройти модерацию и как начать продавать товары. Советуем изучить каждую, чтобы не столкнуться со сложностями.

Также всем, кто желает начать работу с маркетплейсами, следует узнать про виды коммуникации с покупателями:

  1. Online-to-offline – самый распространенный способ: покупатель выбирает и заказывает товары онлайн, а получает их в пунктах выдачи, то есть офлайн.

  2. Online commerce – это заказ товаров или услуг и получение их в онлайн-формате. Чтобы было понятнее, приведем пример: вы покупаете или просто скачиваете приложения в AppStore. Вы взаимодействуете с продавцами только в онлайн формате: продлеваете подписку, обновляете приложение, пишете в техподдержку и так далее.

В целом начать работу с маркетплейсами не так сложно, каждая из площадок приветствует продавцов и покупателей, предъявляет не очень сложные требования и всегда поддерживает каждого человека или бизнес.

Как и у любого продвижения, у маркетплейсов есть свои преимущества и недостатки.

Давайте разберемся со всем по порядку. Итак, преимущества маркетплейсов:

  1. Маркетплейс заменяет сайт, а также нет необходимости тратить средства на рекламу, ведь популярные площадки и так посещают миллионы человек;

  2. Маркетплейсы продвигаются самостоятельно, они заботятся о постоянном потоке посетителей, обеспечивая продавцам заказы;

  3. Бизнесу не приходится организовывать логистику, подключать онлайн-кассы, арендовать помещения для складов и офисов, ведь маркетплейсы взяли всю эту работу на себя;

  4. Люди всё больше привыкают покупать товары онлайн, а известные маркетплейсы уже стали гарантом качества и безопасности, вызывая доверие у посетителей площадок;

  5. Продажа товаров не ограничивается одним регионом. Выходя торговать на маркетплейс, вы изначально обеспечиваете себе спрос на всей территории страны;

  6. Маркетплейсы предоставляют возможность анализировать весь цикл покупки от начала до конца, что очень полезно для корректировки бизнес-процессов.

Но есть и минусы в работе с крупными торговыми площадками:

  1. Очень высокая конкуренция, ведь на маркетплейсе разные продавцы могут продавать абсолютно идентичные товары, а цена может сильно отличаться;

  2. У платформ довольно жесткие требования в отношении цен и комиссий: они не только берут деньги за свою работу и организацию торговли, но также вынуждают продавцов проводить акции и снижать цены;

  3. Маркетплейсы могут изменять условия сотрудничества тогда, когда им этого захочется. Также с любым продавцом сделка может быть расторгнута в одностороннем порядке. Конечно, администрация платформы всегда сообщает об изменениях, но вопрос в том, успеют ли продавцы адаптироваться под новые условия торговли;

  4. Невозможно управлять лояльностью покупателей, ведь, как правило, запомнить одного продавца из тысяч никому не удается;

  5. У вас нет стопроцентного контроля за товаром после того, как он попадает на склад маркетплейса. Но при этом, получив испорченный товар, покупатель будет писать претензию именно продавцу, а не платформе.

Маркетплейсы стали новой формой ведения бизнеса, благодаря своему удобству. Площадки берут большую работу на себя, предоставляя возможность стартовать с минимальным бюджетом и превратить маленькое предпринимательство в крупный бизнес.

Заключение

Маркетплейсы – это новый удобный формат продажи товаров и ведения бизнеса. Если вы до сих пор думаете выходить ли на эту площадку или нет, то мы готовы помочь вам определиться с выбором. Мы предлагаем консультацию по работе с маркетплейсами, в ходе которой мы не только определим подходит ли вам та или иная площадка, но и дадим конкретные рекомендации по успешному продвижению на маркетплейсах.